Слушать радио онлайн

Сказки не для «КАМАЗа», а на Каме

Образование КФУ
11.08.2017
225
0+
0

Победитель в номинации «Архитектура и дизайн»проект «Сказки на Каме» — фестиваль современного искусства и краеведения. Уже летом-осенью этого года планируется запустить на территории Набережных Челнов два крупных городских мероприятия (фестиваль короткометражного кино и фестиваль уличных искусств) и шесть творческих лабораторий. «Фестиваль для молодых душой» — так описывают авторы идею своего проекта.

Сказка о том, как все начиналось

Три года назад Виктория и Александр стали основателями культурно-образовательной платформы «Метро», потом в команду пришла Регина Будяшкина. Творческая организация, но в то же время и мультиформатная площадка, включает в себя постоянно действующие образовательные программы, сменные выставки, междисциплинарные проекты и разовые мероприятия для всех желающих без возрастных ограничений. Целью организации является культурная трансформация Набережных Челнов. Также город приглашает организацию участвовать в разработке стратегий развития, особенно для «Года парков и скверов», «Года водоохраны зон» и сейчас для «Года общественных пространств». Все это требует активного движения и следования «трендам», поэтому площадка «Метро» включается в эти работы: помогают, дают экспертную оценку как люди, постоянно взаимодействующие с городом и горожанами, проводят опросы и исследования.

Проект «Сказки на Каме» — это продолжение трехлетней работы КОП «Метро». Если брать направление «Школа современного плаката», то была выставка совместно с фондом «Рак победим». Это пример сочетания социально-образовательного проекта и современного искусства, обучающих программ. В направлении «Кино» Александр проводил уже несколько лет фестиваль короткометражных фильмов, Регина работает в театральной сфере и руководит театральной лабораторией «Так». Поэтому «Сказки на Каме» можно смело назвать неким итогом, логичным продолжением тех разовых мероприятий, которые проводились периодически на разных площадках. На каждой из них была деятельность, но не было сильного сообщества. И вот сейчас надежда авторов на проект такова, что эти разрозненные сообщества будут собраны в одном месте и смогут действовать самостоятельно, чтобы организовывать события и заполнять город интересными форматами мероприятий.

За рамки Набережных Челнов деятельность «Метро» не очень-то выходит. Скорее, авторы аходятся в постоянном взаимодействии с иногородними экспертами и креативными площадками.

«Невозможно развиваться, если ты замыкаешься только на себе», — утверждает Виктория.Поэтому они стараются поддерживать коммуникацию не только внутри Набережных Челнов, чтобы развиваться в рамках мирового культурного контекста: культурного прошлого, настоящего и будущего, как республики и страны, так и всего мира.

Однако некоторые фестивали, которые объединяет проект, уже получили международное призвание. Они распространяются на широкую аудиторию, хотя, опять же, созданы были в надежде на развитие внутренних городских сообществ. Например, фестиваль кино «Клюф». Он проводился четыре раза в Набережных Челнах. Изначально площадка была для объединения людей, интересующихся кинематографом в городе. Но так получилось, что в основную конкурсную программу практически не прошли челнинские работы, и неожиданно (благодаря работам из Украины, Казахстана) фестиваль стал международным. Собственно, потом этот статус и поддерживался. В жюри привлекались признанные эксперты, как кинорежиссер Сергей Лобан и Егор Кончаловский. Фестиваль не проводился последние два года из-за финансовых проблем, но на пятый юбилейный фестиваль надеются — в 2017 году ему быть.

 

Сказка о том, как Челны покорили «Наш Татарстан»

В 2015 году ребята уже участвовали в форуме «Наш Татарстан», только вот место удалось взять только второе. И на вопрос «А сейчас почему первое?» Виктория смеется и отвечает, что обиднее бы было иметь обратную тенденцию. Удобно вышло, что придумывать «Сказки на Каме» именно к форуму не нужно было. Идея проекта родилась намного раньше и представлять авторы решили то, что планировалось делать уже в этом году. А одна из лабораторий, которая в дальнейшем станет частью программы «Сказок на Каме», и вовсе стартовала за неделю до форума. В рамках театрального фестиваля «Действующие лица», который курировала Регина Будяшкина, была проведена «Лаборатория современной драматургии».

 

— На примере «Лаборатории современной драматургии» расскажите, как работают эти площадки?

Виктория: Для этой лаборатории мы просто отбирали идеи. Участники стали те люди, которые пробуют писать или уже что-то пишут: поэты, писатели города или просто начинающие, кому интересно попробовать себя в этой области. Мы пробовали создавать пьесы, которые можно было бы поставить в дальнейшем. По темам пока ограничений нет. А уже в рамках «Сказок на Каме» нам интересны истории, связанные как с краеведением, интерпретацией фольклорных персонажей, так и с пониманием «сказок» в более широком смысле. Это не просто «сказочные» персонажи, по типу Шурале или Су-анасы, это могут быть личные истории о жизни в городе на Каме. Все зависит от творческих интерпретаций. В рамках лаборатории участники заложили основу нескольких произведений, которые мы сейчас хотим доработать и выпустить в городскую среду.

По мнению Виктории, 2015 год уступает форуму в этом году: «Много коммуникаций, много площадок».

После отборочных туров открылась выставка финалистов. Два дня они презентовали свои проекты на стендах, показывали и рассказывали о своей идеи всем, кто приходил: либо это были просто гости, либо члены жюри, в том числе были помощник президента и министр по делам молодежи.

Победа на форуме «Наш Татарстан» — это не деньги, а признание и помощь.

В частности, для «Сказок на Каме» Виктория, Александр и Регина попросили организационную и информационную помощь: размещение в Набережных Челнах экспертов, которых они собираются позвать, и рекламу. Лучший вариант рекламы — городской баннер, в этом году они стараются его «выбить» у города. Конечно, у «Сказок на Каме» есть информационная помощь газет и телевидения, но именно городские баннеры дают ощущение, что идет что-то глобальное. А признание упрощает диалог с представителями органов власти и социальных структур. О проекте уже знают, и не приходится вновь доказывать, что он стоящий.+

 

Сказка о бытовухе

В России сейчас активно ведется «Диалог 319», касающийся моногородов и их неэффективности для экономики. Набережные Челны как раз-таки являются моногородом, то есть он построен для «КАМАЗа» и зависит от этого предприятия. И если раньше у города была общая идея: «Мы для «КАМАЗа»! Мы — город-автоград!» и люди ехали сюда ради глобальной цели, то сейчас этой идеи почти нет. И молодежи непонятно, для чего этот город, а «КАМАЗ» уже не вызывает таких сильных патриотических чувств. Надо изобретать заново, для чего этот город и почему молодежи здесь должно быть интересно, ведь город молодой. Поэтому «Сказки на Каме» — это в том числе попытка ухватиться за историю и переосмыслить её: про что город, зачем он, что всех горожан объединяет.

— Комментарии, отзывы — что следовало за вашим рассказом об идеи проекта?

Виктория: Мы позиционировали себя как проект, который направлен на улучшение Набережных Челнов для творческой, современной молодежи. И на этот счет мнения разделились. Были среди экспертов те, которые говорили: «О да, Набережные Челны! У вас все сложно, надо что-то с этим делать, потому что люди стремятся уехать оттуда». А кто-то говорил: «Что вы! У вас такой хороший город, есть много интересных, действующих мероприятий».

Виктории из гостей запомнилась одна девушка, которую очень привлек их стенд. Она обрадовалась, когда ей предложили рассказать про проект. Потом выяснилось, что она сама из Набережных Челнов, а сейчас работает и живет в Казани, но хочет быть в курсе событий своего родного города. И ей в шутку предложили, мол, возвращайтесь, город мы развиваем и делаем лучше. На что она отвечает: «Нет-нет, ни за что!» Потом объяснила, что хочет, чтобы город развивался, но вернуться не готова. И это тоже показывает проблему: огромный соблазн уехать в другой город, где больше возможностей.

 

Сказка о прекрасном будущемент 

Проект для самих авторов на данный моммент— это пока эксперимент. Если они поймут, что люди готовы к осмыслению истории и им это надо, то есть надежда на ежегодное проведение фестиваля. А пока идет поэтапная подготовка: принимают заявки, ищут финансирование. Для проекта особенно остро встал вопрос финансов, потому что не многие готовы вкладываться в культуру.

— Идеальная аудитория для фестиваля?

Александр: Два миллиона.

Виктория: Двух миллионов, которых даже нет в Челнах и Казани! Очень сложно так взять и в уме охватить. В идеале аудитория «Сказок на Каме» составит несколько десятков тысяч.

 

Фестиваль «Сказки на Каме» будет праздником для города: легкий, современный и масштабный. Виктория и Александр надеются, что он объединит всех горожан.

Для будущих участников «Нашего Татарстана» совет у Виктории и Александра один: быть искренними. Когда ты искренен, у тебя хороший проект, ты можешь дать ответ на любой вопрос, то все будет. Должно быть все по-настоящему, не нужно выдумывать. Есть случаи, когда люди где-то услышали, начали делать что-то похожее, но был провал, так как это просто не их родное. «Видно, когда это делается не для отчетов, грантов, а просто потому что “свербит”», — говорит Александр.

Ксения Дудкина

Чтобы оставить комментарий вам необходимо пройти авторизацию
Войти через соцсети

Комментарии (всего 0 шт.):
X

Сообщение об ошибке на сайте







* Вы также можете отправить сообщение на umr@sut.ru

X