Слушать радио онлайн

Преподаватель глазами студента

Фестиваль СПбГУТ
24.10.2018
58
0+
0

Может меня «несколько и заносит» и я «беру на себя много лишнего», но каждый из нас, будучи студентом, сталкивается с людьми, которые дают нам знания, учат тонко чувствовать и стараются сделать нас лучше и профессиональнее. Да, это наши преподаватели. С самого начала студент рассматривает преподавателя как нечто недосягаемое и чужое, изначально строя преграду в общении. Многие студенты, собираясь в «поход за знаниями», не могут изначально воспринимать преподавателя как друга: преподаватель представляется как нечто «страшное и даже ужасное». Разумеется, преподаватель не может уделить внимание каждому студенту, найти к каждому студенту подход, потому что через него проходят сотни молодых людей за день. Но мне кажется, и это очень важно, студент и преподаватель должны ставить себя на место друг друга, только так можно будет понять один одного, только так возможно движение навстречу друг другу, а потом и движение вместе.

Конечно, я понимаю, что между студентом и преподавателем существует разница в возрасте, в социальном положении, но это никак не должно мешать хорошим, положительным отношением студента и преподавателя.

Каждый преподаватель остается в памяти студента на всю жизнь. А хороший преподаватель становится ориентиром и примером, как бы это лучше сказать, наверное, наставником по жизни. Мне мой отец всегда приводит в пример своего преподавателя по военному училищу, с которым советуется и до сих пор и не только по профессиональным, но и по жизненно важным вопросам.

Безусловно, взаимоотношения с преподавателем накладывают определенный отпечаток на изучение той или иной дисциплины и мне кажется, что эти отношения должны строиться на положительных эмоциях. В конечном итоге ценность всего этого обуславливается значимостью образования для человека, возможностью реализации своих личностных и профессиональных качеств, которые из твоих внутренних недр и достал твой преподаватель. Но, к сожалению, как мне кажется, действующая система сложившегося образования сохраняет излишнюю авторитарность, что является серьезным препятствием для личностного развития молодого поколения. Позволю себе отметить, что в педагогическом процессе есть объективные противоречия, «тормозящие» раскрытие потенциальных возможностей студентов. Это авторитарная, доминирующая позиция преподавателя в процессе обучения, порождающая стереотипность мышления у всех студентов, увеличение планов и программ, обеспечивающих нереальную возможность выбора дисциплин, «усреднение» требований к нам.

Большое уважение у студентов с первого знакомства с преподавателем вызывает наличие у него собственной педагогической позиции по достижению полноценного общего и профессионального развития личности.

Для меня идеальный преподаватель тот, от общения с которым и даже от простого присутствия рядом с которым, пробуждается ум, постепенно раскрывается и обогащается профессиональный багаж, возникает стремление к самопознанию и саморазвитию; тот, рядом с которым видишь свои слабые места, за которые  тебе даже становится стыдно; тот, после посещения занятия которого, хочется искать ответы на вопросы и делиться с ним своими ответами; тот, кому не боишься раскрывать свои идеи и опасения; тот, в которого веришь и знаешь, что не всё еще потеряно в этом мире; ну и тот, за которым хочется идти, доверять, у которого всегда есть цель и она не угасает, не придумана для «убийства» времени и сил, а отражает истинные ценности и ведет к их удовлетворению.

Есть ли такие преподаватели? Да и их много в нашем вузе. Но я отмечу одного – заведующего нашей базовой кафедрой «Специальные средства связи» доктора технических наук, старшего научного сотрудника Котова Владимира Владимировича. Именно благодаря усилиям и высокому профессионализму этого человека для нас студентов созданы прекрасные условия для овладения своей специальностью. Всегда с нетерпением жду занятий у этого педагога.  Именно он нам дает уникальную возможность в выполнении совместных с нашим базовым предприятием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в осуществлении инновационных проектов, а также во внедрении полученных результатов. У нас есть возможность прохождения производственной и преддипломной практики на базе ведущего предприятия в области инфокоммуникаций, решения в интересах предприятия реальных научно-практических задач в ходе курсового и дипломного проектирования, возможность научиться работать на уникальном оборудовании.

Владимир Владимирович знает каждого студента, а его занятия невозможно пропустить, потому что каждое слово из его уст очень ценно, так как он настоящий профессионал и педагог. Он обладает огромными возможностями научить нас думать и действовать самостоятельно, и, главное, применять полученные знания в жизни и по окончании вуза стать конкурентоспособным на рынке труда. Я ему верю и доверяю.

Я понимаю, что быть преподавателем очень сложно. Один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, даже актера, организатора и еще много-много чего. Ответственность это невероятная. Хотя может ошибка преподавателя не так заметна, как, например, ошибка доктора, но она может привести к непредвиденным последствиям: разочарование в людях, крах мечты, заниженная самооценка, снижение мотивации к самореализации в своей будущей профессии, воти поэтому первостепенную значимость приобретают не столько профессиональные знания педагога, а его личные качества: способность к пониманию, терпеливость, профессионализм и желание «зажечь» своим предметом всю свою многочисленную аудиторию.

Довольно часто от студентов можно услышать жалобы, связанные с их преподавателями: баллы занижают, лекции читают сухо и тихо, всё сложно объясняют невразумительно и т.д. И, наверное, каждый студент для себя строит некую модель «правильного» преподавателя. Может и я когда то в своей будущей жизни стану педагогом, поэтому и себе это позволил…

Настоящий преподаватель должен, как говорится, быть немного психологом, он должен без труда при надобности уметь находить общий язык со студентами. Случается ведь и такое, когда преподаватели, бывшие студенты, гораздо лучше контактируют с нами, нежели заслуженные дипломированные специалисты. Настоящий преподаватель всегда знает, когда нужно быть строже и когда можно дать студентам расслабиться и даже немного «повалять дурака». Он без труда сможет создать комфортную, непринужденную и творческую атмосферу в аудитории, помочь раскрыться тем, у кого самостоятельно это не получается, может найти и поддерживать равновесие между «кнутом и пряником», без крайностей, достигая полной образовательной гармонии. Разностороннее развитие и также «начитанность» преподавателя должны воодушевлять и в тоже время поражать студентов на получение огромного количества интересной информации, в общем, и в частности по определённой дисциплине. Весьма захватывающе слушать преподавателей, приводящих разнообразное и большое количество примеров, рассказывающих всевозможные ситуации, имеющие связь с той или иной темой занятия. Сама подача материала также немаловажна для студента в момент освоения той или иной дисциплины и темы, их последующего запоминания. Каждый человек, выбравший профессию педагога должен быть отличным оратором, ведь красноречие, является талантом, которым наделены не все.

Безусловно, как мне кажется, преподаватель должен быть лояльным, но обладать своими убеждениями, позицией и индивидуальностью. Есть же и такое, когда студенты идут именно к конкретному преподавателю. Это не значит, что другие хуже, это значит, что студент ценит личностные качества определенного преподавателя, они ему просто комфортны. Преподавание и терпение – понятия смежные. Усвоить новые знания с первого, второго и даже с третьего раза получается далеко не у всех. Преподаватель должен легко относиться к этому, учитывая особенности своих студентов. Ну и естественно он просто обязан по-настоящему любит свою работу, ему должно доставлять радость делиться своими знаниями с другими, обучать их. Я уверен, что радость при виде успеха своих студентов совершенно особое чувство и настоящий педагог всегда сумеет вселить в студентов оптимизм и веру в свои силы, но никогда не станет вводить в заблуждение, обещая недостижимые результаты в невероятные сроки.

Ну и вывод мой такой, преподавать – это в первую очередь призвание и в некотором смысле с этим действительно нужно родиться. Опыт и знания – факторы, безусловно, важные, но приобретаемые. Талант обучать и искреннее желание это делать приобрести практически невозможно. Я желаю своим коллегам-студентам, чтобы на протяжении всего их обучения им попадались только хорошие преподаватели, такие как у нас в университете.

Автор: Штеренберг Григорий

Чтобы оставить комментарий вам необходимо пройти авторизацию
Войти через соцсети

Комментарии (всего 0 шт.):
X

Сообщение об ошибке на сайте







* Вы также можете отправить сообщение на umr@sut.ru

X